По состоянию на конец марта, по данным Sopka.media, было заблокировано не менее 150 счетов, на которые проводились различные сборы или по которым проходили «подозрительные» операции.
Сбербанк при этом ссылается на предписания Росфинмониторинга.
Владельцам заблокированных счетов приходит оповещение от Сбербанка, с просьбой предоставить документы, объясняющие транзакции по счёту за последний месяц. Также Сбербанк требует подписать обязательство о том, что человек предупреждён о недопустимости незаконных финансовых операций.
Одновременно из налоговой владельцам счетов поступает письмо, в котором говорится, что, по данным налоговой, они занимаются предпринимательской деятельностью.
«В рамках исполнения требований статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» просим Вас предоставить в Банк следующие документы/письменные пояснения:
документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств на счете.»
При этом в письме банк ссылается на разъяснения, которых уже нет на сайте Сбера, но сохранилась их архивная копия.
В частности, в них говорится: «Это означает, что в банк поступила информация от Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) о вашей возможной причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Согласно закону 115-ФЗ, банк обязан ограничить проведение операций по вашим счетам».
В письме Сбера описаны всех случаи «подозрительного» использования счетов от незаконной предпринимательской деятельности, благотворительных сборов до операций с криптовалютами.
Весь комплект документов от Сбербанка и налоговой инспекции мы публикуем у нас на сайте в обезличенном виде. В распоряжении редакции имеются письма со всеми реквизитами.
Обязательство перед Сбербанком, которое нужно подписать
После предоставления объяснений в известных редакции случаях счета были разблокированы. Эта кампания началась ещё до 22 марта 2024 года, когда произошёл теракт в «Крокус Сити Холле», то есть не связана с последствиями теракта. Но, вероятно, направлена на контроль за возможным «финансированием оппозиции» и является попыткой поиска дополнительных налоговых поступлений.